Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 3 Лесозаводского городского округа»

Технология проектной деятельности в ДОУ

 Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию основных принципов Федерального государственного  образовательного стандарта  дошкольного образования.

 Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.

Что же означает сам термин «технология»?

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология — это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно — методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв). 

В настоящее время насчитывается больше сотни образовательных технологий. Поэтому основная задача  педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Сегодня мы поговорим о педагогических технологиях проектной деятельности и их эффективном использовании в нашем дошкольном учреждении.

Педагоги МДОБУ «Д/С №3 ЛГО» интенсивно внедряют в работу инновационные технологии, но кчислу  самых популярных и используемых современных образовательных технологий в практике педагогов данного ДОУ,  можно отнести технологию проектной деятельности.

Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. Проектная деятельность, как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи. Педагоги нашего учреждения считают метод проектов актуальным и  дающим детям возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания; существенно изменяющим отношения между сверстниками и между взрослым и ребенком; развивающим творческие способности и коммуникативные навыки,  позволяющим ребёнку успешно адаптироваться в любой   жизненной ситуации.

В 2016 – 2017 учебном году педагогами нашего детского сада были разработаны и успешно реализованы краткосрочные и среднесрочные проекты во всех возрастных группах:

- ранний возраст (1 младшая группа): проекты «Мыло душистое, пена пушистая», «Цветок – огонёк»;

- младший дошкольный возраст: проекты «Чудо-соль», «Давайте дружить!», «Что за чудо эта ель»; 

- средний дошкольный возраст: проекты «Сохраним ёлочку – красавицу!», «Белое ухо, комочек пуха».

- старший дошкольный возраст: проекты «Лекарственные растения», «Этот интересный и загадочный север», «Я хочу быть здоровым!», «Да здравствует мыло душистое!».

Целью реализации проектной деятельности стало: развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Воспитатели, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.

Перечисленные выше проекты по классификации делятся на: «игровые» — детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, драматизации, разного рода развлечения); «экскурсионные», направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью; «повествовательные», при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, музыкальной формах; «конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта.

По типам проекты классифицируются: по доминирующему методу (исследовательские, информационные, творческие, игровые, практико-ориентированные); по характеру содержания (включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и его культурные ценности);  по характеру участия ребенка в проекте (заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата); по характеру контактов (осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, общественными организациями); по количеству участников (групповой); по продолжительности (краткосрочный, среднесрочный).

В воспитательно - образовательном процессе МДОБУ «Д/С №3 ЛГО» проектная деятельность носит характер сотрудничества детей и педагогов ДОУ, а также в неё вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. Основной целью проектного метода в нашем дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

Хотелось бы подробно рассказать об исследовательском проекте «Цветок – огонёк», который реализовывал педагог с детьми первой младшей группы Голубцова Татьяна Николаевна. Малыши под руководством воспитателя знакомились с цветком «Бальзамин», рассматривали его, наблюдали за ростом и цветением, а также учились, правильно ухаживать за  растением. Татьяна Николаевна со своими воспитанниками представляла данный проект в Муниципальном конкурсе профессионального мастерства «Высший класс» и была награждена дипломом участника очного тура.

А старшие дошкольники вместе с педагогами, работая над информационно-практико-ориентированным проектом «Да здравствует мыло душистое!» искали ответы на проблемные вопросы:  почему мыло необходимо людям?  Можем ли мы сами сделать мыло? Актуальность темы проекта обусловлена тем, что у детей старшего дошкольного возраста период первичного становления гигиенических навыков уже прошел, а традиционные методы формирования культурно-гигиенических навыков не оказывают достаточного эффекта (художественное слово, показ с объяснением и другое),  у детей проявляется активный интерес и желание заниматься исследовательской работой. В ходе работы над проектом участниками проектной группы решались следующие задачи:  узнать историю появления мыла и изучить его свойства и функции;  закрепить и систематизировать знания о мыле: строение, назначение, как им пользоваться;  познакомить детей со способами изготовления мыла в условиях детского сада;  воспитывать интерес к собственным открытиям через поисковую деятельность.

На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, воспитатели особое внимание уделяли организации среды в группах и дошкольном учреждении в целом. Среда являлась фоном к эвристической, поисковой деятельности, развивала у дошкольников любознательность.

Когда были подготовлены основные условия для работы над проектами (планирование, среда), начиналась совместная работа воспитателей и детей. Педагоги выносили проблемы на обсуждение детям, в результате совместного обсуждения выдвигались гипотезы, которые  подтверждались детьми в процессе поисковой деятельности.

На основном этапе работы над проектом (в практической части)  дети исследовали, экспериментировали, искали, творили. Для активизации детского мышления воспитатели предлагали решать проблемные ситуации, головоломки, развивая тем самым пытливость детского ума. Педагоги старались создавать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребёнка была как бы незаконченной, незавершённой, особую роль в данном случае играли Центры по познавательно-практической деятельности.

Для детей младшего дошкольного возраста руководители проектов использовали подсказку, наводящие вопросы; для детей старшего дошкольного возраста предоставляли больше самостоятельности в процессе реализации проектной деятельности. Решением поставленных вопросов выступали различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий. Педагоги проявляли гибкость в планировании, умели подчинить свой план интересам и мнениям детей, включая детские мероприятия в учебный план. Это умение является показателем высокого профессионального мастерства воспитателя, его готовности отступить от уже имеющихся стереотипов, ставя на первое место самоценность дошкольного детства как период жизни и только затем – как подготовительный этап к будущему.

Заключительным этапом работы над проектом являлась презентация проекта. Презентации проходили в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта: итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов и другие. Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике нашего ДОУ является то, что воспитатели стараются  «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей.

Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольников и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.

Создание технологии невозможно без творчества. Для педагогов, научившихся работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Применение технологии проектной деятельности в нашем дошкольном образовательном учреждении способствует: повышению качества образования; повышению квалификации воспитателей; применению педагогического опыта и его систематизации; использованию компьютерных технологий воспитанниками; сохранению и укреплению здоровья воспитанников; повышению качества обучения и воспитания.

Авторы:

Полякова Елена Анатольевна

Баева Ольга Александровна

 

22 марта 2017 в 10:00

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.