Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 3 Лесозаводского городского округа»

Совет профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

 Состояние проблемы и обоснование необходимости ее решения

Основы становления полноценной личности закладываются с самого раннего детства при совместных усилиях и дошкольного учреждения, и семьи.

Из года в год стало увеличиваться число родителей, не исполняющих должным образом обязанности по воспитанию, обучению и содержанию детей.  Это обусловлено социальной нестабильностью ситуации во многих семьях, отсутствием материальных средств и возможностей трудоустроиться.

Характеризуя семьи, относящиеся к группе «риска», можно отметить ряд неблагополучных факторов:

· социально-экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, либо их полное отсутствие);

· медико-социальные факторы (экономически неблагоприятные условия, либо хронические заболевания родителей, пренебрежение санитарно-гигиеническими требованиями);

· социально – демографические факторы (неполная семья, многодетная, семьи с несовершеннолетними родителями, семьи с повторным браком и сводными детьми);

· социально-психологические факторы (семьи с деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей, детей, педагогической несостоятельности родителей и их низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями);

· криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни, наличие судимых членов семьи, разделяющих нормы и традиции преступной субкультуры).

Наличие того или иного фактора социального риска в большинстве означают возникновение социальных отклонений в поведении детей, рождают беспризорность и преступность среди несовершеннолетних и требуют к себе повышенного внимания всех субъектов профилактики. Также остается высоким количество детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, совершающих преступления и правонарушения, нуждающихся в социальной реабилитации. Все это обуславливает необходимость создания комплексных мер по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних.

Целью таких мер является  профилактика социально негативных явлений путем реализации психолого-педагогической поддержки семьям и детям, оказавшихся в сложной социальной ситуации.

Именно это  и послужило основой для создания в дошкольном учреждении Совета по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних.

Совет профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Положение о Совете профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних разработано на основе Конвенции ООН о правах ребенка, Конституции Российской Федерации, Законов Российской Федерации: «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Фе­дерации», в соответствии с федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Итак, познакомимся с Советом по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Совет профилактики – это коллегиальный орган, целью которого является планирование, организация и осуществление контроля над проведением первичной, ранней профилактики социально опасных явлений (безнадзорности, антиобщественных действий).

Основными задачами деятельности Совета профилактики являются:

· выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности несовершеннолетних;

· обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

· социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

· обеспечение эффективного взаимодействия образовательного учреждения с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В отношении какой же категории лиц проводится индивидуальная профилактическая работа?

Совет профилактики организует и проводит индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей и лиц, их замещающих, если они не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних. Подобная работа проводится и в случае их отрицательного влияния на поведение несовершеннолетних или жестокого с ними обращения.

Каков же порядок деятельности Совета профилактики?

Совет профилактики рассматривает вопросы, отнесённые к его компетенции, на своих заседаниях, которые проходят не реже трёх раз в год (за исключением экстренных случаев, либо сложившейся обстановке в учреждении образования). Деятельность Совета строится во взаимодействии с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, заинтересованными ведомствами, учреждениями, общественными организациями, проводящими профилактическую воспитательную работу, а также с психологической службой на муниципальном уровне.

Что включает в себя содержание деятельности Совета профилактики?

Это - изучение состояния профилактической деятельности образовательного учреждения, эффективность проводимых мероприятий;  выявление  детей с отклонениями в поведении,  выявление семей, находящихся в социально опасном положении и не  исполняющих свои обязанности в должной мере (группы риска).  Совет профилактики осуществляет и непосредственную профилактическую деятельность, а именно:

- направляет, в случае необходимости, родителей на консультации к специалистам (психологу, дефектологу, медицинскому, социальному работнику и т.п.);

- осуществляет постановку и снятие семьи с внутреннего учёта в дошкольном образовательном учреждении;

- организует в особо сложных случаях индивидуальное шефство над воспитанниками;

- осуществляет профилактическую работу с неблагополучными семьями при поддержке органов социальной защиты и других ведомств города;

- информирует заведующего МДОБУ о состоянии проводимой работы с воспитанниками и семьями, исполнительской дисциплины привлечённых работников образовательного учреждения.

 Совет осуществляет организационную деятельность:

- ставит перед соответствующими организациями вопрос о привлечении родителей, не выполняющих свои обязанности по воспитанию детей, к установленной законодательством ответственности;

- оказывает педагогическую помощь родителям или лицам, их заменяющим;

- организует обучение педагогического коллектива современным формам, методам, технологиям профилактической деятельности;

- организует просвещение родителей.

 Совет профилактики  имеет право:

- выносить на обсуждение Совета любой вопрос, связанный с профилактикой безнадзорности, с семьями, находящимися в социально опасном положении, с семьями «группы риска»;

- вызывать на заседание  родителей или лиц их заменяющих  на индивидуальную беседу;

- запрашивать у педагогических работников дошкольного образовательного учреждения информацию о поведении, взаимоотношениях несовершеннолетних, о воспитании в семье, роли родителей в воспитании и обучении ребёнка;

- заслушивать педагогических работников дошкольного образовательного учреждения о работе по предупреждению неблагополучия в семьях воспитанников.

Таким образом, в целях предупреждения правонарушений, безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних необходимо постоянно совершенствовать формы, методы и средства профилактической работы с родителями несовершеннолетних  детей, а также осуществлять индивидуальную работу с семьями, нуждающимися в особом педагогическом внимании. Выявлять и  определять нужды, потребности этих семей, их проблемы, позитивные и негативные стороны, которые затем учитывать в процессе работы с ними. Обеспечивать  системный подход к созданию здоровьесберегающей  среды, способствующей формированию личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников, пропагандировать здоровый образ жизни,  охранять права ребенка, согласно конвенции о правах ребенка.

25 марта 2015 в 03:50

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.